Теплых Анастасия Сергеевна. Персональный сайт воспитателя.

Проект «Здравствуй зимушка-зима!»

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Краткосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста

 

Подготовили воспитатели:

Тепляшина Н.В.

Теплых А.С.

 

Актуальность проекта

Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними забавами; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Срок реализации проекта: 28.11.2022 – 02.12.2022

Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.

Участник проекта: Воспитанники группы «Сказка» и их родители (законные представители), воспитатели: Тепляшина Н.В., Теплых А.С.

Цель проекта: Расширение представлений детей о времени года - «зиме», «зимних явлениях природы», о сезонных изменениях в природе, закрепление ее характерных признаков.

Образовательные.

формировать четкое понятие «времена года» и умение определять их по приметам;

расширить представления детей о живой и не живой природе в зимний период времени;

учить детей устанавливать взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы.

Расширить представления детей о лесе и его обитателях,

учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;

учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.

Развивающие.

- Развивать память, внимание, мышление.

- Развивать мелкую и общую моторику.

- Развивать художественно-эстетический вкус у детей.

Воспитательные.

- Воспитывать у детей бережное отношение к природе

- воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Продукт проекта:  выставка «Зимние чудеса».

Формы и методы работы:

Образовательная деятельность.

Художественное творчество;

Чтение художественной литературы;

Экспериментирование;

Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

 

 

Ожидаемы результаты:

Для детей

Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период, воспитание бережного отношения к природе, воспитание самостоятельной, творческой активной личности с собственным мнением, стремлением к познанию и умением взаимодействовать с окружающими, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

Для педагогов:

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов; самореализация, усиление ресурсного обеспечения группы.

Для родителей:

Осуществление целостного подхода к воспитанию детей, привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

Этапы реализации проекта:

I этап: Подготовительный

1). Определение цели и задач проекта;

2). Подбор методической и художественной литературы по данной теме.

3). Подбор дидактического материала; художественной литературы;

4). Организация предметно - развивающей среды.

5). Выбор форм работы с детьми и родителями.

6). Разработка конспектов к различным мероприятиям по теме проекта.

II этап: Основной (практический)

Познавательное развитие

Цель: вызвать у детей интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, развивать наблюдательность, познавательную активность и инициативу.

Опыты и эксперименты:  «Какой бывает снег?», «Снег, вода, лед», «Как согреть руки».

Труд в природе:  «Очищение дорожек от снега», «Кормление птиц».

Наблюдение на прогулках за природными явлениями: (снегопад, метель, вьюга, иней, оттепель) и изменениями погоды, птицами, деревьями.

Цель: выявление простейших связей между явлениями в природе: во время снегопада дует сильный ветер – метель, зимой на улице сильный мороз – вода замерзает, во время оттепели образуются сосульки (капель) и т.п.; развитие наблюдательности, внимания, любознательности.

Просмотр презентаций

«Зима», «Зимние виды спорта», «Труд людей зимой», «птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме».

Просмотр мультфильмов

 «Времена года», «Уроки тетушки Совы. Декабрь».

Социально-коммуникативное развитие

Беседы:  «Что бывает зимой?», «Как люди заботятся о птицах зимой?», «В какие игры вы играете зимой?», «Какие вы знаете зимние виды спорта?», «Что делают деревья зимой?».

Цель: расширение и углубление знаний детей о зиме как о времени года.

Словесные  и дидактические игры:

Цель: совершенствование знаний и представлений у детей о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, развитие грамматического строя речи, обогащение словарного запаса детей.

«Времена года», «Зима – это хорошо, зима – это плохо», «Когда это бывает?», «Зимний календарь», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Назови одним словом» и др.

 

Речевое развитие

Цель: привить любовь и познавательный интерес  к художественной литературе, вырабатывать умение выразительно и эмоционально рассказывать и пересказывать художественные произведения; развивать умение составлять творческие рассказы из личного опыта, совершенствовать связную речь.

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Есенин «Поет зима, аукает…», И. Суриков «Зима»,  «Белый снег», В. Бианки «Лес зимой», З. Александрова «Снежок»

Разучивание стихов и загадок о зиме.

Составление рассказа по картинам: «Зима», «Зимние забавы», «У кормушки»

Составление описательного рассказа по картине «Зима»

Дыхательная гимнастика:

«Снежный ком», «Снеговик  веселится», «Вьюга», «Погрейся», «Вырасти большой», «Подуем на».

Гимнастика для глаз:  «Снежинки», «Волшебный сон».

Пальчиковая гимнастика:

«Мороз», «Снежок», «Зимние забавы зверей», «Горка, «Спортсмены»

 

Художественно-эстетическое развитие

Цель: формировать умения отражать в работе свои впечатления и знания о природе и природных явления зимой.

Рисование: «Снежинка», «Снеговик».

Лепка: «Птички на кормушке»

Аппликация: «Зимнее дерево», «Снеговик».

Прослушивание ауди записи сказок «Морозко», «Снегурочка», песен «Санки», «Снежинка».

Физическое развитие

Цель: формирование двигательной активности детей.

Подвижные игры на прогулке: «Два  мороза», «Мороз – Красный нос», «Ловишки со снежком», «Снежная карусель», «Снайперы», «Катание на санках и ледянках» , «Поймай снежинку».

 

Взаимодействие с родителями(законными представителями)

Оформление папок-передвижек для родителей по теме. «Зимний отдых вместе с детьми»; «Одежда ребенка на зимней прогулке»; Безопасность детей .в зимний период». Домашнее задание на тему «Зима». Подборка стихов для разучивания с детьми дома.

 

III этап: Итоговый (заключительный)

Выставка «зимние чудеса».

Выводы: Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу. У детей появились высказывания: «нужно помогать птицам в холодное время года», «нужно осторожно вести себя на катке, на горке», «зима – очень веселое время года!» Больше всего в проекте детям понравилась продуктивная и исследовательская деятельность. По окончанию проекта дети могут самостоятельно устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Расширились знания детей о природе зимой. Укрепились детско – родительские отношения.

Приложение 1

Конспект ОД по лепке

«Птички прилетели, на кормушку сели»

Задачи: закрепить знания детей о жизни птиц в зимнее время, закрепить знания детей о зимующих птицах; закрепить умение пользоваться стекой, познакомить с приемами лепки прищипывание, вытягивание; соблюдать расположение и соотношение частей тела, соединять части прижимая, их друг к другу; развивать мелкую моторику, внимание, связную речь, творчество в работе, развивать эстетическое восприятие; воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

Материалы и оборудование: изображения (трафареты) птиц (синицы, снегиря, воробья, пластилин (коричневого и серого цвета), стеки и дощечки по количеству детей, бусинки и семя подсолнуха (для оформления глаз и клюва воробья, кормушка.

 

Воспитатель: Вот и наступила зима на улице и сегодня у нас 1 декабря. Ребята, я так люблю гулять зимой,  а вы любите гулять? (да)

Воспитатель: Скажите, ребята, где вы любите гулять? (на улице, в д/с, на катке и др.)

Воспитатель: А хотелось бы вам отправиться на прогулку в зимний лес?(да)

Воспитатель: Отлично! Но прежде чем отправиться в зимний лес как вы думаете, что нам нужно сделать? (Надеть тёплую одежду.) - Одеваем воображаемые рукавички, шапку, шубку.

Воспитатель: 

В зимний лес на прогулку приглашаю вас пойти,

Интересней приключений, нам ребята не найти.

Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинка, не спешим, не отстаём

В лес мы дружно все пойдём.

(Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой») 

Воспитатель: Ребята посмотрите как красиво в лесу! Сколько снега. А что это за дерево красивое стоит? (Береза)

Подходим к березке, любуемся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это сидит на березе?(Синички)

Воспитатель: Какие они?( Красивые, маленькие, желтогрудые и т д.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делают зимой птицы в лесу?

( Играют, веселятся, добывают себе корм и т д.)

Подходим к следующей березе, На ветке сидят снегири.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сидит на ветках этой березке?( Снегири )

Воспитатель: Какие они? Ответы детей.

Воспитатель: Скажите ребята, птички которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму как называются?

Дети: Зимующие птицы.

Подходим к следующему дереву (на дереве сидит один воробушек)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке?

Скажите, какой он ? (туловище округлое, головка маленькая, круглая, крылья небольшие, хвост удлинённый, клюв короткий, глазки чёрные).

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что воробушек грустит. Как вы думаете почему? (ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей).

Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому воробушку?

Воспитатель: А давайте воробушка возьмём с собой в д/с и слепим ему друзей.

Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаём в детский сад мы дружно все пойдём.

Проходим к столу, снимаем воображаемую одежду.

Проходим садимся за столы.

Показ способа лепки воробья: 

Сначала берём кусочки коричневого и серого пластилина (смешиваем в один комок, чтобы получился цвет похожий на окраску воробьёв.)

Затем делим коричнево-серый комок пластилина на три кусочка (один большой и два поменьше). Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик (сплющиваем пальцами).

У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову (скатываем шар между ладоней, из второго крылья (сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть (кормушка)

Для чего нужна кормушка?

Воспитатель: Давайте ребята наших воробушков посадим в кормушку.

Чей воробушек понравился больше остальных? Почему? Что для вас было трудным? Как вы справлялись со своими трудностями?

Молодцы ребята замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробушку которого мы принесли из леса не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей, Сегодня когда мы пойдём гулять мы возьмём с собой корм для птиц (прошу одного ребёнка принести из уголка природы) и покормим воробьёв и других птичек которые прилетают к кормушкам.

26 декабря 2022 в 14:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.