Теплых Анастасия Сергеевна. Персональный сайт воспитателя.
«Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование»План воспитателя по самообразованию «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование»
Актуальность выбранной темы. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». В. А. Сухомлинский «Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Н. А. Бернштейн подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д. Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д. Рисование - это вид деятельности несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает малышей, что на этапе раннего развития является очень важным. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами, происходит естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация. Рисование тесно связано со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти (Т. С. Комарова и др.). Наряду с традиционным рисованием, на сегодняшний день разработаны и нетрадиционные техники. Они отвечают физиологическим особенностям маленьких детей непосед. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают малышей, тем самым вызывая стремление заниматься таким удивительным делом. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Рисовать малышам можно не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук. В ходе рисования дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание). Делать отпечатки ладошек - не менее весело, чем отпечатки пальчиков, такое занятие требует большей сосредоточенности, так же развивает мелкую моторику. Еще одна техника, доступная детям этого возраста - это штамповка. Это штампы, вырезанные из сырого картофеля, поролона. Занятия «Рисование на манке» так же вызывают у малышей очень большой интерес. Насыпав на поднос крупу тонким слоем, показываю ребенку, как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, различных предметов. Желание маленького ребенка рисовать ярко легко, можно реализовать при использовании поролоновой губки. Рисование ватными палочками – весьма необычная техника. Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. Нетрадиционным рисование - эта деятельность, которая делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования. Целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, а также формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития. Цели и задачи работы: Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Разработать систему работы для развития мелкой моторики у детей 1,5-4 лет через нетрадиционные техники рисования. Задачи: 1. Развитие и укрепление мелкой моторики пальцев, кистей рук. 2. Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. 3. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования (практические умения и навыки, навыки работы с краской). 4. Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности. 5. Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); 6. Способствовать развитию нравственных качеств (доброжелательность); развитию усидчивости, целенаправленности. Формы работы в течение учебного года: Сентябрь: Изучение методической литературы по проблеме. Изучение теоретического аспекта техник нетрадиционного рисования детей дошкольного возраста, методов и приёмов обучения рисованию. Изучение статей в журналах, интернет-ресурсов. Изучение литературы, отбор технологий и диагностического материала. Октябрь: «Осенний лес» Оттиск листьями. «Ежики» Монотипия, рисование ребром ладони, рисование вилкой. Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков листьев, познакомить детей с основными цветами, научить смешивать цвета, развивать мелкую моторику рук. Познакомить с новой техникой рисования – монотипией, рисованием вилкой, получить яркий эмоциональный отклик от своей работы, познакомить с основными цветами, развивать мелкую моторику. Работа с родителями: Консультации на тему «Нетрадиционные техники рисования» Ноябрь: Коллективная работа «Ковер из осенних листьев» Рисование пальчиками. Коллективная работа «Осенние деревья» Рисование ладошками. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Познакомить с техникой рисования ладошками, закрепить умение рисовать пальчиками. Вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования, развивать мелкую моторику, закрепить знания основных цветов. Работа с родителями: Консультация на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования». Декабрь: «Метель». Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками, поддерживать интерес к нетрадиционному рисованию, наносить точки на поверхность бумаги, передавая ритм, характер мазков. Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование ватной палочкой. Показать приёмы получения точек, одинаковых по размеру. Работа с родителями: Доклад на тему: «Сенсорное воспитание младших дошкольников. Нетрадиционное рисование как средство развития мелкой моторики детей». Январь: «Снеговик». Познакомить с новой техникой рисования – рисование мятой бумагой. Развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику. Февраль: «Веселая капель» Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками, поддерживать интерес к нетрадиционному рисованию, наносить точки на поверхность бумаги, передавая ритм, направление мазков. Март: «Цветы в вазе» Монотипия, оттиск мятой бумагой. «Ветка сакуры» Кляксография, оттиск. Познакомить детей с новой техникой рисования – монотипия, оттиск мятой бумагой. Продолжать учить использовать такое средство выразительности как фактура. Познакомить детей с новой техникой рисования – кляксографией, закрепить прием рисования оттиском, развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику. Апрель: Коллективная работа «Звездная команда» Рисование ладошками, пальчиками, набрызг. Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования – набрызг, закреплять умение рисовать ладошкой и пальчиками. Продолжать учить работать в коллективе. Май: Коллективная работа «Первые цветы» Коллективная работа «9 мая. Праздничный салют» Рисование через трафарет, рисование пальчиками, элементы аппликации. Познакомить детей с новой техникой рисования – рисованием цветной мыльной пеной, развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику. Познакомить детей с новой техникой рисования с использованием трафарета, закрепить основные цвета, умение работать в коллективе, получить яркий эмоциональный отклик от своей работы, развивать мелкую моторику руки. Вывод: Ранний возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и окружающий мир. В начале учебного года многие из детей с опаской относились к рисованию пальцами и ладошками, не хотели «пачкать» ручки, отказывались от рисования. Но в результате целенаправленной, систематической и планомерной работы отношение детей к нетрадиционному рисованию меняется. Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества и конечно развития мелкой моторики. Эта деятельность делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз. Хочу отметить, что применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка не только мелкой моторики рук и тактильного восприятия, но и пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно. ПО словам М.Шкляровой: «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру». 17 августа 2022 в 11:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.